«Мне безумно нравится Counter-Strike». Edward после пятнадцати лет в игре

Один из опытнейших игроков в CS:GO Иоанн Edward Сухарев посетил «Эпицентр» в Санкт-Петербурге в качестве обычного гостя. В интервью Cybersport. ru он рассказал о впечатлениях от турнира, текущем состоянии Natus Vincere и своей версии формулы успеха в CS:GO.

— В каком качестве ты приехал на турнир? Может, будешь секретным кастером финала?

— Ничего подобного, исключительно личные мотивы. Просто визитор. Вообще, я достаточно часто посещаю Питер, этим летом особенно часто был.

— Какие впечатления от «Эпицентра»?

— Мне очень нравится этот турнир, было безумно интересно наблюдать за тем, как играли FaZe Clan и Gambit Esports в групповой стадии. И, безусловно, триумф поляков — а это уже можно назвать триумфом, учитывая, что они вышли в финал. Не важно, как они там сыграют, но сама история и путь, который они прошли, настолько яркие, что запомнятся надолго.

— Для Virtus. pro это «магия домашнего турнира»? По сравнению с другими участниками, здесь они почти как дома.

— Я сам не понимаю, с чем связан этот рывок. Поэтому, собственно, такой резонанс — никто не понимает, с чем это связано. Я полагаю, что у ребят на протяжении продолжительного времени был кризис, и, возможно, в команде было много разговоров, что «наше время прошло», сами себя настраивали на негативный лад. Могли думать о смене состава. Но, вопреки всему этому, они все-таки смогли работать вместе как один механизм и показывать достаточно высокий уровень индивидуального мастерства. То есть то, что они завтра будут играть в финале — это не случайность. Они показывают, на мой взгляд, действительно хороший и командный Counter-Strike. Они показывают то, что много готовились. Это видно по игре.

— Перейдем от турнира к Natus Vincere. Сейчас в команде выделяется только S1mple. Почему другим ребятам не удается набрать форму?

— Индивидуально выделяется s1mple — это факт. Безусловно, мы все видим его индивидуальное мастерство. Но это не означает, что один человек работает, играет, тренируется, а остальные ничего не делают. Соответственно, наш спад и поражения — наша общая заслуга. Почему остальные в данный момент не показывают высокого уровня индивидуального мастерства? Полагаю, это связано с уровнем мотивации каждого; с недостаточно доброжелательным микроклиматом в команде. В противном случае, когда климат в команде доброжелательный, игроки, даже не обладая какими-то суперспособностями, могут раскрываться. Думаю, это основные критерии.

Наш спад и поражения — наша общая заслуга

— Все мы знаем, какая репутация была у s1mple — по крайней мере, до Na’Vi. Вы играете с ним уже больше года. Изменился ли он за это время как тиммейт и как человек?

— Безусловно, он знает свои проблемы. Но, думаю, они требуют очень глубокого самоанализа. Но он работает над этим: за год он стал лучше и понял, что ему нужно делать, чтобы становиться еще лучше в будущем.

— Что изменилось после ухода Энди? Может, не хватает каких-то его качеств?

— Сейчас у нас тренер Миша Кейн, и они тренеры достаточно разного плана. Не могу сказать, что остро ощущаю, что нам стало чего-то не хватать с уходом Энди. Но можно выделить какие-то качества, которыми обладал Андрюха, на фоне того, что у нас сейчас есть, потому что они разные люди с разным видением игры и взаимоотношений.

— Слышал о недавнем скандале с читерами?

— Слышал, что у нас в СНГ команда выиграла отборочные в Бухарест, а потом призналась, что они читеры. Но я очень косвенно к этому всему отношусь и, честно говоря, мало информации знаю об этом. Видимо, есть такие читы, с которыми VAC не справляется, раз такое случилось.

Дополнительные античиты как шаг к искоренению читеров? Не думаю. Это все-таки интернет-пространство; это мир компьютеров. Тут умы работают в абсолютно разных сферах, и действительно сильной защиты от этого нет. Защита находится на довольно посредственном уровне, и никто не застрахован от такого рода скандалов.

Но то, что Valve доверила ELEAGUE проводить мейджоры, а ELEAGUE делегировала часть полномочий PGL, на мой взгляд, не совсем корректно — непонятно, кто ответственен за провал. Valve необходим отчет о результате, они ведь вкладывают свои силы в это, а с кого спрашивать — непонятно.

— Скандалы с читерами зачастую возникают на тир-2, тир-3 уровнях. Как ты думаешь, можно ли вообще навязать нормальную культуру игры «сверху»?

— Очень хороший вопрос. Я полагаю, что это связано с целым поколением и со школой в принципе. С академиями, институтами Counter-Strike. Необходимо передавать знания. Нужно учить молодых… По сути, те, кто выходит на уровень тир-3, тир-2 откуда-то, где раньше вообще не было никакого уровня игры, — в основном это обычные ребята, подростки, которые дома играли по интернету в Counter-Strike. Они еще в фазе саморазвития, в поиске себя. То есть, им надо помогать. Этим, конечно же, практически никто не занимается, даже на тир-1.

Поэтому, думаю, создание или образование со временем каких-то академий, школ под курированием действительно грамотных ребят, которые прошли длинный путь в этом мире киберспорта, будет огромным шагом для культуры CS в целом.

— HeatoN тут недавно выпустил автобиографию . Zeus тоже планирует. Сам не думал о таком?

— Первый раз слышу, что HeatoN выпустил автобиографию, еще и Даня планирует… Интересно было бы почитать. Ты знаешь, когда-то периодами приходит в голову мысль написать книгу. Ну, мемуары. Не то чтобы автобиографию. Но это все остается в фазе мыслей.

— У комьюнити сложилось о тебе мнение как об очень интеллигентном человеке…

— Это неправда. Знаешь почему? Я злостный прогульщик, рецидивист и хулиган. С детства. Как можно такого человека назвать интеллигентным, культурным?

Я злостный прогульщик, рецидивист и хулиган. С детства. Как можно такого человека назвать интеллигентным, культурным?

— Хорошо, вопрос снимается. Правда, что ты предпочитаешь отдыхать не на каких-то пляжах и морях, а в уединении, в сельской местности?

— Ну смотри. Моя жизнь связана с путешествиями. Мне неинтересно в свободное время приезжать в отель, заселяться, идти купаться на пляж или что-то еще. Для меня интересны более активные действия. Куда-то идти постоянно, какие-то выполнять задачи, поехать к кому-то в гости далеко-далеко, увидеть старых друзей, обрести новых. Впитывать жизнь, скажем так, в другом русле.

Я очень не люблю просто лежать, вообще не загораю. Не понимаю, как столько времени люди могут проводить, лежа перед бассейном. Днями, понимаешь? Для меня интереснее съездить куда-нибудь, скажем, к другу в Краснодар, потом поехать по набережной, по берегу в Абхазию съездить. Или же вот этим летом я был на Валааме, в Карелии, на севере. И много времени провел в Петербурге. Для меня интереснее такой вот образ жизни.

— Не чувствовал эмоционального выгорания за такую долгую карьеру? Может быть, у тебя другие планы на посткиберспортивную карьеру?

— Дело в том, что моя основная мотивация, которая поддерживает меня на протяжении всего этого времени, — это просто любовь к самому процессу. Мне безумно нравится Counter-Strike. Я вижу красоту момента и просто наслаждаюсь тем, что я делаю. Я действительно люблю то, что я делаю. Это является основной моей мотивацией.

Безусловно, мне всегда хочется быть лучше. Поэтому я много тренируюсь. Но я изучаю себя на фоне того, как я играю в Counter-Strike. В один момент я понимаю, что для того, чтобы лучше играть, не нужно сидеть и тренироваться по 15 часов в день. Нужно развиваться всесторонне. Балансировать уровень своего развития. Нужно во всех сферах жизни развиваться — как физически, так и духовно. Counter-Strike дает мне эту возможность изучать себя.

Я люблю то, что делаю. Уровень моей мотивации зависит от внутреннего состояния. Безусловно, когда игрок уже много-много всего прошел, у него есть определенная разность во взглядах с ребятами, которые только начинают этот путь. У молодых ребят не с чем сравнивать. У них есть просто желание, намерение, цель, рвение. Но нет общего понимания, как это сделать. Есть только интуитивное ощущение. У меня понимание уже синхронизировалось с интуитивным ощущением и у меня есть с чем сравнивать. То есть это багаж, опыт.

Когда речь идет о мотивации, то, безусловно, возрастные игроки могут ставить в своей жизни какие-то цели, приоритеты выше Counter-Strike, потому что они просто сравнивают: пойти выстроить личную жизнь или заняться какими-нибудь важными проектами, которые обеспечат тебе будущую жизнь через 5-10 лет, либо пойти потренироваться. У молодого игрока нет такого выбора, у него перед глазами только одно. Это самая большая разница.

Но когда игрок с опытом знает, чего он хочет, а не мечется от одного к другому, и этим желанием является Counter-Strike — это только плюс. Потому что можно делиться опытом, можно развиваться как команда. Это командный вид спорта. Пять индивидуально сильных игроков здесь не могут выигрывать просто так. Это прежде всего командный вид спорта. В команде очень важны взаимоотношения, взаимопонимание, это напрямую влияет на качество и уровень игры.

— WorldEdit тоже неделю назад сказал. что пять индивидуально сильных игроков не сделают команду. А что главное в командном взаимодействии — четкое спланированное поведение на карте, четкая раскидка гранат?

— Это довольно размытая тема. Я и раньше был убежден, и сейчас, что формула успеха в CS заключается в пяти мотивированных ребятах, которые знают, чего хотят, и хотят этого одинаково. Они знают свои роли в команде и человека вне команды, который является «клеем» для всего коллектива. Так мужская психика устроена. Те, с кем ты играешь, в игре должны быть с тобой на равных, но должен быть и тот, кто тебя контролирует вне игры, создает дисциплину, атмосферу и так далее.

Формула успеха в CS заключается в пяти мотивированных ребятах, которые знают, чего хотят, и хотят этого одинаково

Я всегда полагал, что это формула успеха, и, в принципе, полагаю и сейчас, но кое-что поменялось в современном CS, а именно — ритм стал сумасшедший. Такого количества турниров не было никогда. У тебя просто нет возможности взять и выйти из профессиональной сцены на, допустим, месяц, углубиться в тренировки и сделать рывок, действительно большой шаг в своей игре. Это две стороны одной медали.

— Но с количеством турниров увеличилась и сумма призовых. На условной ELEAGUE, которая прошла неделю назад, разыграли такие же призовые, как на мейджорах. Теряет ли мейджор статус самого главного турнира?

— Ты правильно говоришь, что мейджор теряет свою популярность, но это связано не с призовыми. Обрати внимание, что первые-вторые команды по версии рейтинга HLTV. org достаточно часто встречаются между собой даже на протяжении недели. Те же FaZe Clan и Astralis играли между собой и на ELEAGUE, и на ECS, и на ESL Pro League — и все это всего за месяц, а это лучшие команды мира.

Хочется, чтобы результат их встречи каждый раз был загадкой, чтобы был ажиотаж. А это уже избыток, перенасыщение. Думаю, с этим тоже связана потеря популярности мейджоров. По поводу призовых на ELEAGUE ты мне сейчас открыл глаза, я даже не думал об этом.

— Предположим, есть два способа приподнять статус мейджора: либо создать The International по CS, либо чтобы Valve регулировала сцену и снижала количество турниров. Что бы ты предпочел?

— Ты назвал два варианта, которые могут как-то стабилизировать обстановку. Я думаю, что если задаться этой целью, то можно найти еще достаточно много ребят, которые разбираются в условиях этого рынка и которые могут предложить конструктивные решения.

Безусловно, нужен какой-то орган, который контролирует количество турниров. Ведь такое большое число турниров связано с тем, что сейчас для всех организаторов это просто золотая жила. Нет регулирования всего этого рынка, он автономен и идет по течению. Но рано или поздно это все придет к управляемости.

— А ты сам как игрок что бы предпочел?

— Знаешь, как игрок я не люблю именно лиги, онлайн-лиги. Мне не нравится сидеть и играть из дома официальные интернет-матчи, от которых многое зависит. Просто нет атмосферы турнира, нет этого драйва, адреналина, чувства чего-то большого, ответственности. Я бы не хотел, чтобы так происходило. Но в связи с тем, что рынок большой, есть спрос на рекламу во время этих игр, эти игры есть. Я бы, конечно, эти лиги убрал, но пока не понимаю, как они могут исчезнуть.

Добавить комментарий